spc
toodoo Поиск по блогу: Найти
spc
Блог toodoo / Человек-подкаст
Факт от toodoo: Среди авторов сайтов мужчины составляют 89%

Написал Главный по разговорам 12:22, 26.02.2007

Имя Артема Росновского известно каждому, кто интересуется темой подкастинга. Артем давно и плодотворно творит на этой аудио-ниве, осваивая все новые прогрессивные методы. Скажете, мы заигрываем с нашим гостем? Ничего подобного – в гостиной “toodoo + internet.ru” ему задан ряд очень непростых и довольно щекотливых вопросов.

- Артем, если вас позовут в большую компанию вести подкасты на зарплату: какие три условия поставите?

Сейчас получится, что я пойду от противного. Главное и единственное условие - непошлый, понятный и интересный лично мне контент. Даже за деньги я не возьмусь развлекать народ. Не потому что я такой весь без чувства юмора, просто мне это неинтересно и делать этого не хочется. А превращать подкастинг в работу хочется еще меньше. Тем не менее, все мы люди взрослые, и за деньги многие пойдут на уступки своим принципам. Если уж делать подкаст за зарплату, то это должно быть хотя бы интересно!

- Назовите три подкаста, которые вы слушаете постоянно.

- Подкасты в чистом виде - “Радио-Т” с Умпутуном и Бобуком, “Еженедельные подкасты от Умпутуна” и “Радио Свободная деревня”. Есть еще “Модель для сборки”, “Плавленный сырок” Шендеровича, но это радиопрограммы, выложенные в Сеть в виде подкастов, так что - не считается. Но вообще три - это вы меня сильно ограничили (улыбается).

- Вы считаете себя подкастером? Это превратилось в основное занятие?

- Подкастером? Считаю, да. Так же как когда-то считал блоггером. Но, как и блоггерство, подкастинг в качестве основного занятия представляю себе слабо, честное слово (улыбается).

- С чего начиналось увлечение подкастингом?

- С формата радиостанции, на которй я имею счастье работать (улыбается). Этот формат предусматривает довольно жесткие требования по части высказываний в эфире, а излагать мысли словами вслух мне приятнее и удобнее, чем текстом. Сейчас вот сижу и переступаю через себя (улыбается). Из сочетания этих факторов и выросли первые попытки ведения подкаста - моего персонального эфирного пространства. А потом засосало (улыбается).

- Не кажется ли вам, что в отличие от блогов, подкасты так и не стали модным явлением в Рунете?

- В отличие от блогов, у подкастинга есть некоторые технические ограничения. Скажем, написать пост в ЖЖ можно с любого компьютера, подключенного к Сети, а записать подкаст - только там, где есть наушники, микрофон и соответствующий софт. И читать ЖЖ можно хоть с мобильника, а вот подкасты слушать - нужен безлимитный Интернет, желательно на хорошей скорости. Как только хотя бы половина россиян будет подключена к Сети дома и безлимитно (пусть и на 128 килобитах в секунду) - подкастинг станет явлением очень популярным. Пока же свободно он доступен только в Москве, где двухмегабитный безлимитный ADSL стоит около 30 долларов в месяц.

- Подкастинг в вашем исполнении – это некая форма веб-обозревателей, которые были популярны в 90-х?

- Я бы так не сказал. Слишком много чести (улыбается). По сути, мои подкасты - не более, чем блог. Другое дело, что я стараюсь сделать его интересным не только моим друзьям, но и людям, что называется, посторонним. Слушатели в массе своей гики, им интересны технические подробности моей жизни. В этой связи я и сервисы некоторые пробую, которые мне самому нужны, но в том числе и с целью рассказать о них уважаемым слушателям. Многим интересна именно жизненная составляющая, этакий lytdybr. У меня маленький ребенок, автомобиль, необычная работа - есть пространство для маневра. Но, сказать по правда, я довольно долго не верил, что кому-то все это на самом деле интересно. Недавно вот мама меня ошарашила - оказывается, она тоже регулярно меня слушает (улыбается). Но ей не очень нравится - слишком мало о семье говорю. Но вы же понимаете, это мама (улыбается).

- Корпоративные подкасты, в духе корпоративных блогов – они вообще перспективны в России?

- О, безусловно. Заметьте, только недавно корпоративный блог стал обязательным атрибутом успешной компании, ориентированной на hi-tech или стремящейся быть в авангарде. Еще год назад корпоративный блог был скорее исключением, чем правилом. Но сейчас-то никаких уже сомнений на этот счет не осталось: делать или нет. Так же примерно и с подкастингом. Пока в подкастах мало смысла - аудитория слушателей не слишком большая. Опять же, нужны техника и голосистые ведущие. Голосистых людей, уверен, в Рунете очень много, а вот платить за оборудования, не ощущая никакой практически отдачи, мало кто захочет. Но, уверен, придет время, и многие компании заинтересуются корпоративным подкастингом. В этом плане уже впереди планеты всей “Билайн”. Они раньше других запустили подкаст.

- При создании подкаста вы говорите текст с нуля или предварительно готовите то, что затем начитываете?

- Начитанный текст, как ни старайся, всегда слышно. Я пытался и начитывать, и совсем от балды говорить. И то, и другое - крайности, оптимальным оказался список тем, иногда более расширенный (какие-то сведения, данные, цифры) иногда - менее (”Поход в военкомат” - для меня это целый пласт свежий впечатлений, который можно не расписывать). В общем, такая шпаргалка оказалась лучшим вариантом.

- Как пришла идея озвучивать важнейшие новости с news2.ru?

- В отечественном подкастинге царит такая обстановка, что если ты хочешь слушать какой-то подкаст, которого еще нет, единственный действенный способ - самому его записывать. Мне хотелось, чтобы подкаст “Новости недели” появился, но кроме меня бурного желания этим заняться практически никто не высказал. Как оказалось впоследствии, не только мне хотелось слушать еженедельную новостную программу (улыбается). Формат тоже родился одномоментно: аудитория Ньюз2 формирует рейтинг новостей, сортируя их по важности. Это отличный способ определить, что именно интересно аудитории.

- Не кажется ли вам, что мы получаем дважды заимствование контента: на news2 собираются материалы из разных источников, а вы вслед еще и озвучиваете у себя то, что отфильтровала аудитория сайта?

- Совсем не кажется. Уже нашлась группа доброжелателей, обвинивших меня в том, что я паразитирую на news2.ru и бла-бла-бла. Но в случае с этим новостным подкастом я скорее сервис, чем автор. Я делаю из рейтинга новостей не лишенный индивидуальности звуковой выпуск. В этом-то вся соль.

- Какие вообще вы сделали выводы с момента старта проекта на news2?

- Первый вывод: подкаст - это чертовски перспективное направление. Второй: первый вывод очевиден не для всех (улыбается). Тут нужно сказать, что буквально несколько дней назад сообщество постоянных участников n2 решило оценить мою деятельность. Меня буквально завалили местной валютой (улыбается). Пока не вполне понятно, как ей распорядится в интересах сообщества в целом и подкаста в частности, но как признак здоровой атмосферы этот акт был более чем показательным. Да, есть пользователи, которые не довольны моими выпусками. Но ведь есть люди, которые вообще на слух плохо воспринимают информацию. Это нормально (улыбается).

- Что самое интересное при записи такого подкаста – ведь кажется, что все уже отфильтровали до вас, и нет момента творчества?

- Сообщество отфильтровало новости по степени общественной важности. На этом работа сообщества закончилась и началась моя работа (улыбается). А она состоит не в том, чтобы дикторским образом начитать заголовки и краткое содержание новостей, а в некотором личностном пересказе, который было бы интересно просто послушать, а часто - вступить со мной в дискуссию. Мое мнение - это все-таки мое мнение, и далеко не каждый с ним согласится. Как следствие, творчество начинается в момент записи подкаста и заканчивается по окончании обсуждения.

- По каким собственным критериям можете сказать, что только что записанный подкаст вышел удачным?

- Мне должно быть интересно его слушать. Да-да, после записи, пост-обработки, после сведЕния трека, конвертации в mp3, контрольного отслушивания - после этого (часа обычно через 2-3) мне должно быть интересно слушать этот подкаст. Чтобы и драйв был, и какой-то задор, и мысли не самые потёртые. Но мое мнение далеко не всегда совпадает со слушательским - бывает, что подкаст, который мне очень нравится, вдруг оказывается совершенно провальным по части комментариев и скачиваний.

- Насколько серьезно вы относитесь к выбору pod safe – играет ли фоновая музыка ключевую роль для слушателя?

- В моих программах - никакой роли музыка не играет. Я иногда в некоторых местах ставлю какой-нибудь фон, который задает настроение фрагмента программы, но в основном - без музыки. Я ставил разные опыты по части музыки, но как показала практика, ужатый (для экономии слушательского трафика) файл звучит с музыкой чуть ли не хуже, чем без. Так что ждем, когда 30-40 мегабайт для скачивания подкаста в стерео и с потоком в 128 кбит/с станет для слушателей нормой.

- Попытка выйти с обзорами news2 на Хабр – не слишком ли рискованный шаг, ведь это во многом конкурирующие проекты с не очень лояльными друг к другу аудиториями?

- Ну, скажем, аудитории во многом пересекаются. Достаточно ники посмотреть там и там (улыбается). Немало одинаковых. Во-вторых, Хабр - проект хоть и интернет направленности, не исключает некоторых околокомпьютерных и околосетевых новостей. А мои “Новости недели” не обходятся без каких-то хай-тек сообщений, которые в некоторых случаях по тем или иным причинам прошли мимо Хабра. Опять же, голосование за подкаст (и против) наглядно показывает, что некоторые выпуски хабралюдьми воспринимаются доброжелательно. Ну и уж никакой конкуренции между Новостями 2.0 и Хабрахабром я не вижу, эти проекты совершенно о разном, схожесть только в идеологии формирования контента, но это вообще у нас такой вокруг Веб 2.0 (улыбается).

- Говоря о социальных сервисах – не планируете ли собрать всех подкастеров по теме ИТ на одном сайте?

- Мне трудно планировать такие вещи, я не программист, не айтишник, увы. Мне кажется, что необходимость в альтернативных подкастерских проектах назрела. Russian Podcasting, на мой скромный взгляд, сервис больше для подкастеров, чем для подслушателей, это некоторым образом ограничивает аудиторию. Я знаю, как сделать хорошую вебдванольную директорию подкастов, направленную в первую очередь на слушателей, но не имею ни малейшего представления, как это сделать и во сколько это может обойтись (улыбается). Надеюсь, со временем найдется кто-то, кто в этом разбирается и что-то такое сделает. Я с удовольствием расскажу, как я вижу подобный проект всякому, кто за него возьмется (улыбается).

- Подкастинг приносит вам деньги? В какой-либо форме получаете с них прибыль?

- Если считать “ньюсы”, то прибыль да, приносит. Еще клики по AdSense на сайте принесли мне 12 долларов (улыбается). Прибыль я получаю моральную. Мне проще знакомиться с известными в Интернете людьми, меня узнают на форумах и так далее (улыбается). Самое главное - я чувствую себя одним из локомотивов подкастинга, как бы пафосно и самонадеянно это ни звучало.

- Уже пробовали делать видео-подкасты?

- А то ж! Я даже для этого специально купил камеру. Как впоследствии оказалось, камера паршивая, но опыт видеоподкастинга я получил. В основном это были типичные дневниковые съемки, аккуратно отмонтированные, с музыкой и титрами (улыбается). Это куда более трудоемкое занятие, чем обычный подкастинг и я, честно говоря, художественно подкован для видео куда хуже, чем для звуковых разных дел. Так что читаю разное по теме, повышаю уровень образования в области видеосъемок, изучаю приемы постпродакшн и так далее. Как разберусь - куплю хорошую камеру, обновлю компьютерный парк дома и снова попробую делать видеоподкасты.

- Куда будет развиваться подкастинг в России? Кажется, на первом съезде были озвучены идеи по монетизации – их удается реализовать?

- На съезде я не был, ибо подкастингом в то время еще не занимался, кажется. Или только начинал. Монетизация - это здорово. Но для меня лично подкастинг занятие побочное, для души, что называется. И куда важнее впечатление слушателя, чем копеечка рекламодателя. По крайней мере пока. К тому же, найти контекстного рекламодателя (а другие, на мой взгляд, неэффективны) для программ общей направленности непросто. Или просто… Не знаю, я этим не занимался и пока не планирую.

- Традиционно: откуда узнали про toodoo, что пожелаете разработчикам?

- Узнал, кажется, как раз на News2.ru (улыбается). А пожелание одно - не сбавлять темп. Сервис поражает своей динамичностью по части развития, и это чудесно!

Понравился текст? Подпишитесь на обновления сайта по RSS, читайте нас в Яндекс.Ленте или через аккаунт в LiveJournal

Читайте другие материалы нашего блога:



Комментарии

  1. Финист 11:48, 27.02.2007

    Блин, сложная штука! Мне кажется, через пару лет такое станет более доступно.

    [ответить]



  2. Денис 23:57, 27.04.2007

    Писать голос в блог можно и с телефона: http://www.linkstore.ru/voicelj/

    [ответить]



  3. ds 17:27, 30.01.2008

    thang cho /

    [ответить]



Комментарий:

spc

Люди говорят о blog.toodoo.ru

Антон Попов:
« ребята, давайте больше интервью с создателями сайтов и блогов. Они и про сайты свои расскажут, и про себя. Это интереснее, чем читать переводы или новости про новые сайты, хотя и их тоже можно оставить. Но фокус сделать именно на портретах владельцев сайтов. »

Читать другие отзывы
Оставить свой отзыв
 
spc   spc
Copyright © 2006-2007 toodoo

ООО "Туду" ИНН 772862724