spc
toodoo Поиск по блогу: Найти
spc
Блог toodoo / Девушка и код
Факт от toodoo: Среднее количество друзей у одного пользователя toodoo - 6.8809.

Написал Главный по разговорам 13:06, 27.02.2007

Мы были в шоке от активности читателей нашего блога, задававших Алене Сагалаевой вопросы. Отобрав самое интересное (читай – вычистив мусор) и добавив кое-что от себя, мы предоставили нашей собеседнице обширный список. Разговор в гостиной “toodoo + internet.ru” намечался долгий…

- Алена, как девушки приходят в ИТ?

- Мой путь довольно обычный. В школе у меня хорошо шла математика, и я решила именно с математикой связать свою будущую профессию. Собиралась поступать на МехМат МГУ. В старших классах школы у друзей-знакомых появились компьютеры, мне нравилось играть в игрушки, интерес сместился в сторону ВМиК.

- Помните свой первый кусок кода, что в нем было?

- Я начала программировать на курсах по Паскалю в школе. Мы начинали с модификации уже написанных программ. Я не помню точно что там было, какие-то простенькие расчеты.

- Ваш муж тоже имеет отношение к отрасли – вы познакомились на профессиональной почве?

- Мы познакомились в usenet-конференции нашего тогдашнего интернет-провайдера. Это была не специализированная конференция, просто треп “за жизнь”.

- Вопрос из нашего блога: вы с мужем ссоритесь на тему ИТ?

- Вообще не ссоримся по этому поводу, очень странный повод для ссор. Мой муж, как и я, очень отрицательно относится к священным войнам и тому подобным нездоровым явлениям. Он, правда, иногда называет С++ “недоязыком”, но что с них, с оголтелых Питонистов, взять…

- Как вас занесло в гейм-девелоперскую индустрию?

- Случайно. Друзья, занимавшиеся разработкой shareware-игр, предложили попробовать поработать вместе с ними.

- Вопрос из нашего блога: планируете ли вы работать в большом геймдеве?

- Я сейчас раздумываю, что мне делать дальше, чем заниматься. В WTrail я сейчас в основном правлю вылезающие баги, но это не занимает меня на полный рабочий день, не так как раньше, когда проектировался и разрабатывался движок. Буду ли я работать в геймдеве, я точно не знаю. Возможно, буду.

- Этому учат, или же опыт приходилось добывать в боевых условиях?

- У нас в Университете был курс по компьютерной графике, кое-что я узнала оттуда. Но в основном училась самостоятельно.

- Каким образом можно завоевать уважение и почет среди коллег-разработчиков из гейм-индустрии?

- Разрабатывать хорошие игры, я полагаю. Мне вообще довольно сложно давать какие-то комментарии относительной гейм-индустрии, потому что я в ней практически не участвую.

- Вопрос из нашего блога: посоветуйте несколько книг, которые должен прочесть каждый уважающий себя программист?

- На меня произвела большое впечатление “Программист-прагматик. Путь от подмастерья к мастеру.” Она похожа на классический “Совершенный код”, но повеселее. “Совершенный код” - здоровый очень и нудноват местами. Ну и “Рефакторинг” Мартина Фаулера.

- Вопрос из нашего блога: что посоветуете тем, кого посещают жуткие кошмары после написания кода на С++?

- Это проходит со временем… В крайнем случае с введением C++09 должно полегчать.

- Кстати, программисты читают бумажные книги, или вполне хватает доков на экране монитора?

- Нужно читать книги, плохо без книг. Документация обычно содержит справочную информацию, в ней не описаны подходы к решению возникающих проблем. Статьями сложно обойтись когда только начинаешь изучать какую-то тему. Книги хороши тем, что обеспечивают плавное погружение. А когда уже в чем-то хорошо ориентируешься можно обходиться статьями.

- Чем работа в нише игр отличается от других вариантов работы программистом?

- Даже в простеньких игрушках требуется знание математики, причем довольно специфической и в совершенно разных областях. Мне регулярно пригождаются аффинные преобразования координат, кватернионы, теория графов, теория вероятностей…

- Существует стереотип о том, что за последние десять лет ничего революционного в плане геймплея не разработано – используются вариации одних и тех же сценариев, только дизайнеры стараются над образами. Ваше мнение?

- Нет, ну почему же. Много, конечно, клонов существующих игр. И даже клонов клонов. Это от тех людей, которые не хотят рисковать, а хотят оправдать бюджет и получить прибыль. Но есть и весьма оригинальные игры. Из популярных - это Black&White, The Sims, скоро будет Spore. Есть и такие странные, не всегда играбельные игрушки как BugBrain (http://www.biologic.com.au/bugbrain/). Но вот эти интересные работы энтузиастов нигде особенно не рекламируются, их искать надо…

- Вопрос из нашего блога: что непосредственно вы делаете для последнего проекта Winding Trail?

- Я занимаюсь всем программированием и менеджментом. Я не участвую в разработке графики, геймдизайне, дизайне уровней.

- Из блога: Чем было вызвано решение писать свой движок для Winding Trail? По идее, использование готового могло бы сильно сократить время на разработку…

- Не все так просто. Готовый движок не является панацеей и не избавит вас от всех проблем. Просто на смену старым проблемам придут новые. Вопрос в том, какие из проблем будет проще решить для данной конкретной разработки.

Я долго думала, прежде чем решила писать свой движок. Мысли были следующие. Мы не сможем купить платный движок, я рассматривала только бесплатные, в частности OGRE. Это движок общего назначения. Из имеющейся функциональности мне нужна будет только какая-то небольшая часть. Это графический движок, к нему придется прикручивать еще и физический движок. То есть мне придется разбираться с довольно большими объемами кода, это при условии, что реально нужно нам совсем немного. Я решила, что мне будет проще сделать свой небольшой движок, нежели разбираться с несколькими здоровыми.

- Нету опасения, что к тому моменту когда игра таки выйдет, она безнадежно устареет?

- Есть такие опасения. Вообще есть много опасений. Что игра выйдет и окажется никому не нужна. Что у нас не хватит сил и терпения довести дело до конца.

Что касается именно технической составляющей, то у нас никогда не было цели сделать игру технически совершенной. Мы вдвоем не сможем конкурировать даже с небольшой геймдевелоперской студией. Поэтому упор делается на другие аспекты - мы можем применять интересные оригинальные решения, комбинировать жанры как нам нравится. Поскольку мы не ограничены во времени, Джим тратит много времени на вылизывание пререндеренных сцен. Это небольшая душевная игрушка, а не супертехнологичный монстр. Низкие системные требования, на которых я все время настаиваю - это дань опыту работы с shareware, где разработка ведется не под последнюю вышедшую версию DirectX, а под наименьшую, на которой можно написать игру с данными требованиями.

- Как вы относитесь к С#?

- Я не работала с С#, читала про него только. На меня он произвел впечатление некоего аналога Явы. Я не нашла в нем ничего нового, никаких новых прогрессивных идей.

- Какие корни у вашего никнейма?

- Меня часто называли Алёной, а не Леной, как-то так повелось. Когда я решила завести блог, то долго мучалась, не могла название хорошее придумать. В итоге решила назвать его “Алёна о С++”. Но если его попробовать произнести видно, что на “о” спотыкаешься. Это “о” выкинула в итоге. Через некоторое время название блога приклеилось и ко мне лично.

- Вы изучаете другие языки программирования?

- Не то, чтобы изучаю, скорее интересуюсь. Я редко захожу дальше синтетических примеров, но стараюсь быть в курсе дела, читаю про новые разработки. Сейчас меня особенно заинтересовали функциональные языки - Haskell, Erlang. Особенно Erlang. Иногда балуюсь такими, игрушечными вещами, вроде BrainFuck’а.

- Вопрос из блога: как вы относитесь к Linux/Unix и к движению OpenSource/FreeSoftware?

- Мне периодически приходится работать с Линуксовыми и Юниксовыми машинами удаленно. Пробовала себе в качестве десктопа ставить сначала FreeBSD (это давно было, тогда Линукс еще не был так распространен), потом ALT Linux. Но не смогла привыкнуть. Мне все время были нужны какие-то виндовые приложения, типа Visio, а запускать их под эмуляцией не хотелось. Сейчас у меня на машине второй операционкой стоит Ubuntu Linux, на всякий случай. Но я туда редко заглядываю. OpenSource мне очень нравится. С открытыми исходниками чувствуешь себя уверенно, знаешь, что если что будет работать не так, можно будет залезть с исходники и поправить.

- С женщинами в руководстве ИТ-компаний вроде уже все смирились, а как воспринимают женщин среди разработчиков, пишущих код?

- По-разному. Иногда попадаются крайне глумливые товарищи. Но мне удалось оградить себя от общения с ними. Это оказалось довольно просто. Например, прежде чем пойти куда-либо на собеседование, проискать компанию и ее сотрудников в Интернете, посмотреть, чего они пишут… Тогда не придется горько жалеть потом. Это вообще полезно не только девушкам программистам. Что касается жизни вне работы, то все мои друзья, знакомые - исключительно приятные люди, которые воспринимают меня такой, какая я есть.

- Расскажите подробнее о том, что входит в ваши обязанности при разработке проектов?

- Поскольку я работала над игрушками в одиночку, то у меня нет какой-либо специализации. Программирую все, что потребуется. Нужны спецэффекты - будут спецэффекты. Нужно ландшафт текстурировать - буду ландшафт текстурировать. Ну и дальше - скрипты нужны на сайт? Буду скрипты писать.

- Вы представляете себе команду, состоящую целиком из женщин?

- Да, почему бы и нет? Главное, чтобы создание команды исключительно из женщин не было единственной целью формирования такой команды.

- Вы сами играете в компьютерные игры?

- Да, сейчас играю в Heroes of Might and Magic V. До этого играла во все версии со второй по четвертую.

- Требуется ли от программистов, чтобы они были увлечены разрабатываемой игрой, или достаточно грамотной постановки задачи?

- Лично мне достаточно четкой постановки задачи. Увлеченность проходит, а умение доводить дело до победного конца не проходит никогда.

- в России сейчас бум инвестиций в игровое направление. В этом только плюсы, или есть и обратная сторона медали?

- Я пока наблюдаю только как зарплаты взлетели. Но смотреть на результаты надо через некоторое время на самом деле. Надеюсь поиграть в новые интересные игры.

- Не ли желания попробовать себя других нишах? Хотя бы для разнообразия?

- Есть. Я вообще человек увлекающийся. Сейчас меня очень интересует разработка распределенных отказоустойчивых систем. Это то, чем я пыталась заниматься в Университете, но это было давно, сейчас проще получить доступ к материалам, вообще много интересных разработок. Мой интерес к Erlang’у тоже в связи с этим возник.

Также меня всегда интересовали разработки в области ИИ, частично этот интерес можно реализовать и в области игр.

- Вы знаете, что у вас есть Фан-клуб? Как он возник?

- Эээээ… Насколько мне известно, у меня нет фан клуба.

- Вопрос из блога: что вы можете сказать, по поводу фразы “Будущее за .NET???”

- Это хороший рекламный слоган. Я думаю, что .NET будет пользоваться стабильной популярностью благодаря маркетинговым усилиям Майкрософта, но вряд ли будет доминировать. Слишком многие разработчики активно ненавидят Майкрософт и не будут работать с .NET из принципа.

- И напоследок, вопрос от “некоего господина Сагалаева”: Чем увлекаетесь в жизни кроме программирования?

- Хех, мой муж меня постоянно упрекает, что я в блоге мало пишу про себя, что меня в нем “не видно”. Я придерживаюсь такого мнения, что я пишу о технологиях, а если я захочу написать о том как я сходила с друзьями в зоопарк, например, то заведу себе другой блог. Кстати, фотография на блоге появилась только после его настойчивых просьб. Долгое время на моем блоге фотографии не было.

Насчет увлечений - я люблю читать, не только техническую литературу, но и фантастику. Люблю готовить блюда разной степени съедобности. Мне нравятся анимешные мультики, не могу назвать себя большой фанаткой, но сериалы вроде Ковбоя Бебопа смотрю с удовольствием. Люблю французский язык, читаю книги на французском, когда время есть.

- Напоследок, традиционно: откуда узнали про toodoo, что пожелаете его разработчикам?

- Про toodoo я узнала как раз благодаря “некоему господину Сагалаеву”. Который меня запинал - “ты посмотри сколько народу с toodoo тебя читают, а ты там не зарегистрирована”. Я отнеслась к регистрации без особого энтузиазма, но потом полазила, почитала, мне понравилось. toodoo.ru выглядит очень достойно, думаю дальше он будет все лучше и лучше.

Большое спасибо всему коллективу toodoo.ru за организацию интервью. Спасибо всем, кто задавал вопросы.

Понравился текст? Подпишитесь на обновления сайта по RSS, читайте нас в Яндекс.Ленте или через аккаунт в LiveJournal

Читайте другие материалы нашего блога:



Комментарии

  1. Андрей 22:37, 27.02.2007

    Какая-то инфа недоделанная.
    Кто такая Алена Сагалаева вроде-как понятно - прогер, а вот где она работает и над чем, я не увидел.

    [ответить]



  2. Sergey 01:18, 28.02.2007

    Хе-хе, Андрей.
    Алена С++ очень известный блог.

    [ответить]



  3. Андрей 18:38, 28.02.2007

    Sergey
    А вы кто? :)

    [ответить]



  4. Mark 03:53, 02.03.2007

    2 Alena: Спасибо!
    2 Андрей: http://alenacpp.blogspot.com/ - читать до просветления

    [ответить]



  5. Ник 09:41, 31.03.2007

    Марк, спасибо за линк, почитаем ;).

    [ответить]



  6. Actos 00:27, 28.06.2007

    Прикольный пост получился, так держать

    [ответить]



  7. Артур 00:44, 03.06.2009

    мне казалось раньше что девушки и IT это понятие вообще несовместимые,данная статья тому противоречие)))приношу свои извинения за ранее ошибочные мысли))

    [ответить]



Комментарий:

spc

Люди говорят о blog.toodoo.ru

Руслан Попов:
« Всегда есть новые интервью, статьи. Интересно возвращаться на ваш блог. »

Читать другие отзывы
Оставить свой отзыв
 
spc   spc
Copyright © 2006-2007 toodoo

ООО "Туду" ИНН 772862724