spc
toodoo Поиск по блогу: Найти
spc
Блог toodoo / Мобильность контента
Факт от toodoo: Среди авторов сайтов мужчины составляют 89%

Написал Главный по разговорам 11:28, 4.05.2007

Цифры не дадут соврать: рынок дополнительных услуг на рынке сотовой связи растет небывалыми темпами. Вчера это были картинки и мелодии, а сегодня список предоставляемых услуг исчисляется десятками позиций. В то же время, налицо проблема бездумного клонирования и отсутствия действительно оригинальных идей.

О том, с чем и за какие деньги сегодня едят мобильный контент, рассказывает в гостиной “toodoo + internet.ru” автор сайта rucontent.ruПетр Татищев.

- Петр, какими дополнительными сервисами мобильных операторов пользуетесь лично вы?

- Передачей данных в различных видах - GPRS WAP, GPRS internet - хотя это скорее уже не дополнительные сервисы, а нечто базовое. Если говорить о контентных сервисах, то это RBT (гуд’OK или Pri:)call в зависимости от оператора) и СИМ-меню. Периодически случается пользоваться wap’ом megafon.pro, но это скорее исключение.

- Понятно, что вы никак не соответствуете определению среднего потребителя подобных услуг. А что сегодня “пипл хавает”? Еще более интересно узнать о том, что “пипл будет хавать” завтра.

- Вот тут как раз мобильный контент не очень сильно отличается от того, что мы имеем в реальной “оффлайновой” жизни - т.е. большУю часть рынка составляет “попса” - т.е. популярный контента - мелодии из top10, фотографии знаменитостей и все, что так или иначе связано с модной тусовкой. Даже самая банальная Java игра для телефонов будет продаваться на порядки лучше, если включить в нее в качестве персонажа какую-нибудь “звезду” или назвать ее как последний популярный фильм. Этот рынок есть, и он никуда не денется.

Вместе с тем развивается рынок “нишевого” контента - поскольку “top10″ уже окучен, постепенно интерес продавцов смещается ниже по хит-листу, а там как раз и начинается разделение на ниши - рэпперы, рокеры, и прочие. Вместе с тем среднестатистический потребитель контента молодеет – если раньше пользователи были в группе 18-25, то сейчас скорее 14-20 и даже моложе, соответственным образом меняется и тот контент, который они потребляют.

Еще с нетерпением ожидаю момента, когда операторы наконец-то созреют для продажи фултрэков – целых песен. Сейчас такая возможность теоретически есть, и некоторые операторы даже делают некоторые шаги в этом направлении, но раздельный биллинг (отдельно за контент, отдельно за трафик) перечеркивает все старания – абоненту надо заплатить 2 доллара за покупку песни и еще несколько долларов за то, чтобы ее скачать.

Ну и еще один общий тренд – это движение от покупаемого контента к спонсируемому, т.е., на мой взгляд, в обозримом будущем значительную часть контента пользователи будут получать бесплатно, но “в нагрузку” к нему будут вынуждены соглашаться на просмотр/получение рекламных сообщений.

- Существует стереотип, что ключевая часть рынка - это картинки и мелодии, почему так сложилось?

- “Исторически” - в 2000-2002 году, когда зарождался отечественный (и не только) рынок мобильного контента, телефоны умели, в лучшем случае, проигрывать монофонические мелодии и подставлять монохромные картинки при звонке. Мелодии и сейчас составляют значительную часть рынка, в значительной степени по тем причинам, которые я приводил раньше.

- Насколько в России продумано законодательство как раз в нише этих самых картинок и мелодий?

- Не сказал бы, что есть отдельное законодательство именно для мобильных картинок/мелодий – есть авторское законодательство, им-то и руководствуются провайдеры и операторы в своей работе. Ситуация несколько лучше, чем в Интернете, где все нечистоплотные продавцы пользуются “коллективным управлением” через РАО и РОМС. В мобильном контенте этого нет, поэтому доходы правообладателей от мобильного контента гораздо больше того, что они же получают от Интернет-продаж.

- Рассматривают ли музыканты эту нишу как весомый источник доходов? На каких условиях обычно провайдеры выкупают права на композиции?

- Да. Ниша достаточна весомая. Как уже говорил, из всех “виртуальных” (мобильные, интернет) продаж мобильные составляют большую часть. Не сказал бы, что сами музыканты рассматривают эту нишу серьезно, но вот в доходах музыкальных издательств, которые представляют их интересы, эти доходы занимают довольно значительную часть.

В большинстве случаев права на композиции провайдеры не выкупают, а просто получают право на их распространение. Использование авторских прав обычно стоит ~15% от конечной цены, а смежных – еще 15-25%, хотя тут все очень сильно зависит от конкретных договоренностей. Таким образом, получается, что за один рингтон (на компьютерном языке – это MIDI файл, т.е. просто музыка без слов) правообладатель получает примерно 15 центов (при обычной цене в 1 доллар), за реалтон (кусок песни в виде MP3 длиной 30 секунд) – примерно 60-80 центов (при обычной цене в 2 доллара). Остальное делят между собой оператор и правообладатель.

- Можете ли оценить количественно доход авторов хитов - например Шнурова?

- Сам Шнур примерно год назад оценивал их в 100 тысяч долларов в месяц. Это примерно 170-250 тысяч загрузок, что конечно реально, но выглядит несколько преувеличено. Проблема с оценкой рынка еще и в том, что он в значительной степени закрыт и ни один контент-провайдер добровольно не скажет, сколько именно и чего он продал. Все предпочитают ограничиваться общими словами.

- Вячеслав Бутусов даже альбом рингтонов выпускал. Вы считаете эксперимент успешным?

- Это скорее дань моде. Проект не получил достаточной раскрутки и прошел мимо потребителя. Хотя, наверное до своих поклонников он добрался.

- Иногда кажется, что у производителей контента просто не хватает фантазии. Все предлагают одно и то же. Не согласны?

- Предлагают то, что пользуется спросом. Это все равно, что сказать, что на радио крутят одни и те же песни – они популярны, народ их слушает – больше ничего и не требуется.

- Не является ли показателем кризиса производства тот факт, что “Кроссмедия”, известная своими оригинальными идеями типа кончетонов, прекратила существование?

Видимо, их оригинальные идеи не нашли своего потребителя. А вообще рынок взрослеет и многие игроки считают, что для них лучше уйти с него и попытаться реализовать себя в каких-нибудь более рискованных, но и более доходных областях.

- Сегодня функционал телефонов все ближе к возможностям ПК. Стоит ли ожидать экспансии на рынок мобильного контента тех, кто раньше работал с веб? Как будут развиваться события?

- Определенно стоит. Даже скорее не стоит, а это уже происходит – “Рамблер медиа” уже давно занимается проектами, связанными с мобильным контентом. “Яндекс” недавно купил команду “СмартКома”, а до этого самостоятельно развивал некоторые свои сервисы. Вообще для интернет-компаний мобильные услуги – это верный способ увеличить свои доходы именно от конечных пользователей, потому что в Интернете люди не привыкли платить за то, чем пользуются, а в мобильном как раз наоборот.

Дополнительно можно привести интересное высказывание председателя MEF о том, что мировой рынок мобильного контента можно оценить в 20 млрд. долларов, а рынок интернет-контента только в 4.

- Кстати, многие ошибочно к мобильному контенту забывают относить услуги. Что вообще сегодня относится к мобильному контенту?

- В терминах ли дело (улыбается)? Лично я отношу к мобильному контенту все, к чему так или иначе можно получить доступ через мобильный телефон – и “контент” в его традиционном понимании – картинки, мелодии, тексты, игры, и “сервисы” - например, мобильный поиск.

- Кто сегодня выступает основными производителями мобильного контента?

- Значительную часть контента провайдеры производят самостоятельно – мелодии, например, почти все делают сами, картинки обычно покупаются у авторов (или у посредников), а затем приводятся в нужный вид своими силами, игры производятся девелоперскими компаниями, многие из которых довольно известные разработчики игр для ПК (например, “Нивал” или 1С).

- Насколько самим операторам интересно участие в этом бизнесе?

- Для операторов этот бизнес несколько противоречив – с одной стороны он дает возможность хоть как-то компенсировать доходы постоянно падающего голосового трафика, с другой стороны – не все деньги, заплаченные абонентом за контент, остаются в итоге оператору, т.е. получается, что при таком же ARPU реальные доходы оператора оказываются меньше, чем раньше. Видимо этим, в значительной степени, объясняется нежелание операторов делиться с провайдерами доходами от data-трафика.

- Как вы прокомментируете ситуацию с т.н. мобильными платежами, когда разного рода услуги - в т.ч и финансовые прикрываются распространением логотипов и мелодий?

- Формально мобильные платежи запрещены, т.е. контент-провайдеры по их договору с оператором не могут предоставлять таких услуг, вот им и приходится придумывать относительно честные способы обхода такого запрета.

- Что мешает массовому внедрению мобильных платежей в России?

- В значительной степени законодательная база – формально, после того, как абонент зачислил деньги на свой телефонный счет они перестают ему принадлежать, а переходят к оператору, и формально у оператора нет никаких оснований переводить эти средства третьей стороне. Постепенно начинают развиваться более полноценные системы мобильных платежей с безакцептным списанием с кредитной карты абонента – в этой схеме от оператора требуется только СИМ-карта, которая может использоваться в качестве средства аутентификации.

- В описании своего блога вы указываете на проблему отсутствия качественной аналитики по данной теме. Почему ситуация такова?

- Да нет, как раз аналитики довольно много. И хорошей аналитики тоже хватает. Просто некоторые отечественные ресурсы (широко известные в узком кругу) очень часто приводят переводные статьи из иностранных изданий без указания авторства, а часто еще и со смысловыми ошибками в переводе. Я же стараюсь всегда давать ссылки на первоисточники, чтобы заинтересовавшиеся люди могли посмотреть оригинал, если у меня вдруг что-то не так в переводе или просто из интереса.

- Какие сайты вы посоветуете регулярно читать тем, кто интересуется темой?

- MocoNews.net, content-review.com, mforum.ru

- Считаете ли вы себя полноправным экспертом в теме мобильного контента?

- Нет. Экспертов и без меня хватает. Я, скорее, полноправный участник рынка, который имеет свой собственный взгляд на него.

- Интересно ли вам участие в более масштабном проекте, посвященном цифровому контенту - в качестве эксперта, аналитика, колумниста а может и полноценного редактора?

- Да – больше проектов хороших и разных. Думаю, что место для еще одного продуманного проекта в области цифрового контента вполне есть и мне было бы интересно в нем поучаствовать.

- Напоследок традиционно спросим: как вы узнали про toodoo, и каковы впечатления от сервиса?

- Как узнал уже и не помню, честно говоря – как-то по ссылкам забрел. Сервис интересный, хотя я, в силу своей слабой увлеченности “социальными” проектами, не очень активно им пользуюсь.

Понравился текст? Подпишитесь на обновления сайта по RSS, читайте нас в Яндекс.Ленте или через аккаунт в LiveJournal

Читайте другие материалы нашего блога:



Комментарии

  1. […] читать можно тут […]



  2. Иван 22:02, 07.05.2007

    Интересная статья для юзеров…

    [ответить]



  3. […] читать можно тут […]



  4. Петр 19:30, 22.05.2008

    Интересно но не ново.

    [ответить]



Комментарий:

spc

Люди говорят о blog.toodoo.ru

ceba:
« Все интервью действительно на пике актуальности. Огромное вам спасибо! »

Читать другие отзывы
Оставить свой отзыв
 
spc   spc
Copyright © 2006-2007 toodoo

ООО "Туду" ИНН 772862724